72. Александр Тисленко $108млн. строительство
ПРОФАЙЛ
Председатель совета директоров, Альтком
Возраст: 46
Сфера интересов: строительство
Место рождения: Донецкая обл., Донецк
Семейное положение: ЖенатЗемляк Рината Ахметова: как и он, родом из поселка шахты «Октябрьская» в Донецке.
Подчиненные отмечают, что у Тисленко довольно демократичный стиль руководства: он привык делегировать полномочия и делить ответственность.
После отставки Бориса Колесникова с поста вице-премьера компания Тисленко «Альтком» практически перестала получать строительные подряды по госзаказам. В 2010–2012 годах она выиграла тендеры на сумму 13,7 млрд гривен. В 2013-м объем полученных государственных заказов снизился до 118,6 млн гривен.
Чтобы компенсировать потерю заказов в Украине, ищет подряды в Судане, Вьетнаме, Ираке, Саудовской Аравии, Иране. Уже удалось найти заказчиков в Грузии и Туркменистане.
Тисленко любит спортивные автомобили, он владелец спорткаров марок Aston Martin, Lamborghini, Ferrari. В интервью Forbes бизнесмен признался: «Быстрая езда — моя страсть».
Судился с керченской журналисткой, которая потребовала у него экологическую экспертизу влияния на окружающую среду строящегося в Керчи цементного завода «Альткома». Его проектная мощность — 3,6 млн т при общем объеме выпуска цемента в Украине 9,7 млн т.
«Альтком» уже вложил $75 млн в строительство под Керчью цементного завода мощностью 3,6 млн т в год. Серьезная заявка: в 2010‑м все заводы страны произвели 9,5 млн т цемента. В прошлом году выручка «Альткома» возросла на 210% и достигла 3 млрд гривен. Большую часть дохода обеспечили государственные заказы к Евро‑2012. Чем займется компания после того, как расходы правительства на инфраструктурное строительство будут сокращены? Октябрь 2011 года. Тисленко приехал с инспекцией на строительство нового аэропорта в Донецке. Он выходит из своего Land Cruiser и ступает начищенными до блеска туфлями в строительную пыль. Рабочие в фуфайках не обращают на босса внимания: к его регулярным визитам здесь уже привыкли. «18 месяцев назад на этом месте был только котлован», – с гордостью говорит Тисленко, обходя почти готовое здание аэровокзала. Объект нужно сдать к Новому году, и работа кипит круглые сутки. Тисленко увлеченно рассказывает о технологии заливки бетона для взлетной полосы, не забывая давать указания подчиненным. «Скажите, чтобы перила замотали полиэтиленом», – командует он по телефону.
«Альтком» никогда раньше не строил взлетно‑посадочных полос. На первый взгляд, ничего особенного, но на самом деле ВПП – это сложная инженерная конструкция в метр глубиной, состоящая из линий коммуникаций и нескольких слоев бетона. Чтобы выполнить заказ, Тисленко нанял немецких консультантов и за 3 млн евро купил самый большой в мире бетоноукладчик компании Wirtgen, используемый для таких работ. Многие крутили пальцем у виска: где «Альтком» найдет применение этой махине, после того как стройка в Донецке будет завершена? Единственный в стране аналогичный укладчик стоял без дела много лет. Но Тисленко это мало волновало, и в 2009 году его компания получила госзаказ на реконструкцию донецкого аэровокзала, приуроченную к чемпионату Европы по футболу.
Весной 2010‑го портфель заказов «Альткома» пополнился стадионом и ВПП во Львове. Это случилось через месяц после назначения вице‑премьером по вопросам подготовки Евро‑2012 Бориса Колесникова. Немудрено, что вице‑премьера заподозрили в протежировании «Альткому». До Тисленко объекты во Львове строил мариупольский «Азовинтэкс». После прихода к власти президента Януковича против главбуха львовского филиала «Азовинтэкса» возбудили уголовное дело за растрату и присвоение имущества. Еще раньше, в ноябре 2009 года, Генеральная прокуратура начала уголовный процесс против чиновников из Министерства транспорта и связи, Министерства экономики и тендерного комитета Львовского аэропорта. Их обвиняли в нарушениях при проведении госзакупки у «Азовинтэкса». Генеральный директор «Азовинтэкса» – Александр Тарута, старший брат Сергея Таруты, одного из владельцев корпорации ИСД, которые поддержали Юлию Тимошенко на президентских выборах. Была ли смена подрядчика политическим решением? «Когда Колесников приехал во Львов смотреть степень готовности объектов, там и конь не валялся», – утверждает регионал Василий Горбаль, который в то время был губернатором Львовской области. Строительству мешали разборки, в которых погряз «Азовинтэкс» и львовские чиновники. Городские власти не устраивал проект стадиона, разработанный немецкой компанией «Арена Ком ГмбХ», и они еще задолго до Колесникова грозились сменить генподрядчика. Переговоры вице‑премьера с Тарутой‑старшим ни к чему не привели.
«Стройка стоит, через неделю приезжает Платини, а он (Тарута) ведет вялотекущие переговоры с проектной организацией о том, ленточный или литой фундамент должен быть на стадионе», – вспоминает Колесников. Александр Тарута не нашел времени, чтобы ответить на вопросы Forbes. Сроки поджимали, и правительство воспользовалось изменениями в законе о госзакупках, которые инициировала еще Тимошенко и которые позволяют отдавать заказы без тендера, если нет времени на его проведение. «Было бы идеально привлечь для строительства львовскую компанию, но такой по объективным причинам нет», – утверждает Колесников. По его словам, «Альтком» был единственной компанией, согласившейся подхватить столь сложный объект и пообещавшей уложиться в сжатые сроки строительства. Впрочем, представители «Мостобуда», «Золотых Ворот», «Основы-Солсиф» и «Альтис‑Холдинга» – крупных украинских компаний, которые занимаются инфраструктурными проектами, сказали Forbes, что чиновники к ним не обращались.
По материалам Форбс и Политрада
Підписуйтесь на наш Телеграм канал, там багато шокуючого контенту 18+